0

Получение имущества в наследство нерезидентом в Украине

Вопросы наследования имущества вызывают много споров и сомнений. Особенно остро обстоит ситуация с нерезидентами Украины. Могут ли граждане иностранных государств получить наследство в Украине? Существует ли обязательный налог для нерезидентов? Как получить наследство без личного присутствия в Украине?

Ответы на все эти вопросы, а также пошаговая инструкция оформления и получения наследства в Украине – основная тема нашей публикации.

Процедура оформления и получения наследственного имущества – сложный юридический момент. Часто возникают трудности при оформлении наследства нерезидентами Украины, а также гражданами страны, которые последнее время жили за ее пределами. Давайте сначала разберемся, кто такой нерезидент.

Статус нерезидента присваивается физическому лицу, длительность пребывания которого на территории Украины не превышает 183 дня в году. Также нерезидентами Украины являются лица с регистрацией в других государствах. Данный статус может присваиваться как иностранцам, так и украинцам.

Следовательно, описанные в нашей публикации этапы наследования имущества будут интересны не только иностранным гражданам, но и украинцам, имеющим статус «нерезидент».

Правила наследования имущества в Украине

В ЗУ «О международном частном праве» (статья 71) сказано, что наследование любого имущества, которое пребывает в пределах страны, регулируется исключительно законодательной базой Украины. Согласно этому, наследник должен пройти предусмотренную украинским законодательством процедуру вступления (принятия) в наследство.

При этом место составления завещания, особенности проживания и смерти наследодателя не имеют особого значения. Существует ряд исключений, но об этом мы расскажем позже.

Согласно действующему законодательству Украины, нерезиденты, иностранные и украинские граждане имеют равные права в вопросах вступления в наследство. Регламент оформления одинаков для всех. Разница заключается в размере уплачиваемого наследником налога.

Что подразумевается под определением «вступление в наследственные права»

Получению наследства предшествует процесс его оформления. Однако изначально наследник должен выявить согласие (в письменной форме) о желании принять передаваемое ему недвижимое имущество или другие ценности. Срок на выявление согласия регламентируется на законодательном уровне и не превышает шесть месяцев от момента установления факта смерти наследодателя.

Стоит отметить, что первый этап предполагает только оформление готовности вступления наследника в наследственные права. Если на выполнение первого этапа отводится срок до 6 месяцев, то вторая процедура не имеет временного ограничения.

Требуется ли личное присутствие наследника в Украине

Нередки ситуации, когда нерезиденты или граждане других государств не имеют физической или финансовой возможности прибытия в Украину. Получить наследство можно через доверенное лицо или личного представителя. Особа, представляющая интересы заинтересованной в получении наследства личности, должна проживать или временно находиться на территории Украины.

Документ, который дает право представлять интересы наследника – доверенность (обязательно оригинальная копия!). Что делать в том случае, если нет доверенного лица?

Не отчаивайтесь! Бороться за ваши интересы и отстаивать права на получение наследства готовы наши юристы и адвокаты. Наши специалисты окажут квалифицированные консультации и грамотную юридическую помощь, возьмут на себя всю бумажную волокиту и решат все вопросы с нотариусом. Обращайтесь – все организационные, спорные и проблемные вопросы мы берем на себя.

Вступление в наследство: с чего начать

Первое – выбор нотариуса. Заинтересованное лицо имеет право воспользоваться услугами государственного либо частного нотариуса.

Помощь наших юристов и адвокатов может пригодиться даже на этом, казалось бы, легком этапе. Наши специалисты помогут с выбором опытного нотариуса, проведут первичные переговоры и согласуют дальнейшие мероприятия по процедуре. Нужно отметить тот факт, что не все нотариусы берутся за наследственные дела, участниками которых выступают нерезиденты страны. Кроме того, при выборе нотариуса учитываются особенности его практики, регламент работы и актуальные расценки на предоставляемые услуги.

Как получить наследство: пошаговое руководство

Шаг 1. Заявление о готовности заинтересованного лица принять наследство.

Процедура 1. Оформление доверенности представителю или доверенному лицу.

Согласно действующему законодательству, граждане Украины, нерезиденты и иностранцы могут заниматься вопросами оформления наследства самостоятельно. Однако в преобладающем большинстве случаев заинтересованные в получении наследства лица прибегают к помощи доверенных особ. Чаще всего это юристы или адвокаты. Напоминаем, что мы готовы предложить вашему вниманию свои услуги и квалифицированную помощь.

Действия и полномочия доверенного лица регламентируются доверенностью (оригиналом). Оформить доверенность можно в Украине и за ее пределами. Документ составляется по установленному образцу и заверяется нотариально. Составленная за границей доверенность должна быть легализована. Самый простой способ легализации – обращение к консулу посольства Украины иностранного государства. Важно помнить: незаверенный и/или нелегализованный документ не имеет юридической силы.

Процедура 2. Оформление заявления о готовности вступления в наследственные права.

Образец заявления и примечания к его заполнению предоставляет нотариус. Заполненный документ должен быть подписан лично заинтересованной в получении наследства особой.

Если наследник не живет в Украине, оформить и подписать заявление можно по месту жительства. Например, оформить такое заявление можно при составлении доверенности. Следовательно, подачу заявления о готовности принятия наследства подает нотариусу доверенная особа.

Процедура 3. Подготовка пакета требуемых законодательством документов.

Кроме заявления, о котором шла речь в предыдущем пункте, наследник или его представитель должен предоставить пакет документов, подтверждающих права на получение наследства. Отдельно нужно уточнить, что заинтересованное лицо обязано предоставить документы о родстве с умершим. Посторонний человек, который не указан в завещании или не имеет договора пожизненного содержания умершего, не может претендовать на наследство (хотя в юридической практике бывали разные случаи).

На первом этапе заинтересованное лицо должно предоставить нотариусу (лично или через своего представителя) следующие документы:

  1. Паспорт гражданина Украины или другого государства (оригинал или копия, если интересы представляет доверенная особа).
  2. Идентификационный код и его ксерокопия.
  3. Подтверждающий смерть наследодателя документ.
  4. Завещание (при наличии).
  5. Документы о доказательстве родства с умершим (при отсутствии завещания);
  6. Доверенность на имя доверенной особы.

Дадим некоторые разъяснения к представленному выше списку документов. Итак, наследник предоставляет оригинал удостоверяющего личность документа. Действующий по доверенности представитель имеет право предъявить заверенную нотариусом копию паспорта клиента. Кроме того, нотариусу должны быть предъявлены документы о родстве. Например, свидетельство о рождении, свидетельство об усыновлении/удочерении, свидетельство о браке, решение суда об установлении факта родственных отношений и другие документы, подтверждающие родственные связи с умершим. В ряде случаев можно предоставить не оригиналы, а заверенные копии документов.

Если есть оригинальная копия завещания, ее нужно вложить в пакет документов для оформления наследственного дела. Написанное на иностранном языке завещание подлежит переводу и последующей легализации.

Важная информация: документы на иностранном языке должны сопровождаться переводом. Перевод может быть вольной формы или установленного образца, но обязательно заверенный в нотариальной конторе.

Обращаем ваше внимание, что список требуемых для обязательного предъявления документов может отличаться от предложенного выше варианта. Нотариус имеет право затребовать дополнительные документы.

Процедура 4. Передача пакета документов. Открытие нотариусом дела.

Передача документов нотариусу производится лично либо через доверенную особу. Ознакомившись с бумагами, нотариус переходит к процедуре открытия наследственного дела. Заинтересованной особе или ее представителю выдается Выписка о регистрации наследственного дела.

Важно! Все перечисленные процедуры нужно выполнить на протяжении шести месяцев со дня смерти наследодателя. Ответ на вопрос, что делать, если не успели подать заявление о готовности вступления в наследство вовремя, будет интересен многим.

Заинтересованная особа имеет право обратиться в нотариальную контору с оформленным заявлением в том случае, если нет возражений со стороны других наследников. В противном случае вопрос регистрации заявления нотариусом решается через суд.

В суде заинтересованное лицо или его доверенная особа предъявляют все перечисленные выше документы и указывают причину, почему были пропущены установленные на законодательном уровне сроки. Суд может посчитать причину весомой и назначить дополнительный срок для оформления наследства. В случае отказа заинтересованная в наследстве особа не имеет права обращаться в органы суда за повторным продлением срока.

Шаг 2. Непосредственно этап оформления права на получение наследства.

На втором этапе придется запастись терпением и выдержкой. Требуемая законодательством процедура проверки легитимности предъявленных нотариусу документов занимает много времени. Все документы (их копии) отправляются в соответствующие госорганы для проверки.

Заинтересованная в получении наследства особа дополнительно предоставляет нотариусу следующие документы:

  1. Документ о смене фамилии (при необходимости).

К примеру, право собственности на имущество было оформлено на девичью фамилию матери, после замужества сменила фамилию. В завещании наследодатель значится под фамилией, полученной после брака.

  1. Оригиналы правоустанавливающих документов на переданное в наследство имущество.

Нотариусу предъявляют оригинальные копии документов или их дубликаты. Заверенные копии не подходят. Нотариус должен поставить на оригинальном документе отметку об изменении права собственности на объект либо его часть.

Что делать, если оригиналы правоустанавливающих документов были утеряли или их не удается найти? Перед обращением к нотариусу необходимо осуществить процедуру поиска и восстановления документов на имущество. Оформить запросы в компетентные государственные органы нужно наследнику или действующему от его лица представителю. Запросить данные об имуществе может нотариус, но только в том случае, если объект ранее был внесен в Госреест.

  1. Сертификат о проведении и выставлении оценки на недвижимое имущество.

Экспертная независимая оценка недвижимого имущества проводится сертифицированными специалистами или фирмами. Оценивание объекта осуществляется сравнительным, доходным или затратным методом. В наследственных делах чаще всего применяется сравнительный или доходный способ оценки. В результате проведенной процедуры оценки выдается письменный отчет в виде сертификата, где прописана рыночная стоимость имущества. Также оценщик может указать в документе сумму взимаемого с наследника налога.

  1. Квитанция об оплате налога.

Не всегда наследник должен платить налог. Например, особы, которые состоят в первой и второй линиях родства с умершим, освобождаются от оплаты налога.

Совсем иначе обстоит ситуация с нерезидентами Украины. Особы со статусом «нерезидент» должны уплатить налоговый сбор в сумме 18% от указанной стоимости в сертификате о проведении оценки недвижимого имущества. Налог можно оплатить даже в день регистрации вступления наследника в наследство, но никак не позже. То есть без квитанции, подтверждающей оплату налога, наследник не сможет вступить в права собственности на наследство.

Согласно Налоговому кодексу Украины и внесенным в 2014 году изменениям, нерезиденты страны должны дополнительно оплатить военный сбор – 1,5% от выставленной оценщиком стоимости недвижимого имущества.

manager

Добавить комментарий